Русский | English

Международный форум
Евразийский образовательный диалог

26-27 апреля 2016 года
г.Ярославль

   | О Форуме 2016 | Концепция Форума 2016 | Программа 2016 | Новости 2016 | Материалы 2016 | Фотогалерея 2016

Поиск

Концепция Форума

Создание условий для улучшения образовательных результатов (повышения качества образования) школьников и студентов является одной из ключевых задач управления в сфере образования. Приоритетами развития в работе по данному направлению являются:

  • повышение ранее достигнутого уровня образовательных результатов;
  • достижение новых образовательных результатов, ранее не являвшихся целью образовательной деятельности.

Технологии и инструменты оценки образовательных результатов постоянно изменяются. Так, в Российской Федерации, в течение более 10 лет проходят корректировку технологии проведения ЕГЭ (национального теста выпускников школ). Оценка образовательных результатов выпускников (ЕГЭ) дополняется оценкой учебных достижений на разных этапах обучения (4-й и 9-й классы).

Новые российские образовательные стандарты общего и профессионального образования предполагают достижение наряду с традиционными предметными результатами и результатов нового типа (метапредметных и личностных). Последние до настоящего времени практически не оцениваются государственными системами оценки качества образования в Российской Федерации. Работа по достижению метапредметных и личностных результатов не может быть признана эффективной без надежной информации о результативности процесса обучения.

Качество образования не может быть ограничено соответствием образовательных результатов государственным образовательным стандартам. Образование может быть признано качественным лишь при условии соответствия образовательных результатов ожиданиям многочисленных партнеров и потребителей услуг сферы образования (родители, работодатели и бизнес, общественные институты и др.). При этом ожидания разных групп потребителей и партнеров могут довольно существенно отличаться друг от друга, но, в отличие от государственных стандартов, ожидания партнеров чаще всего неформализованны. Общественная оценка априори является множественной и вариативной как по субъектам оценивания, так и по критериям и технологиям оценки.

Деятельность по улучшению образовательных результатов может быть эффективной лишь при условии создания систем оценки качества образования на разных уровнях (школа или профессиональная образовательная организация, муниципальная или региональная система образования). Инвариантные государственные процедуры оценки качества образования могут дополняться вариативными факультативными процедурами международных сопоставительных исследований и общественных оценок. Значимым ресурсом развития является самооценка образовательных организаций.

В настоящее время в российском образовании существует риск совершенствования процедур оценки качества образования без  последующего использования результатов оценки в практике управления образованием на разных уровнях. Управленческая деятельность должна быть основана на воздействии на ключевые факторы, определяющие качество образования (компетенции педагогических кадров и др.).

Представляется целесообразным обсуждение вопросов управления качеством образования на основе оценки образовательных результатов в контексте международного опыта и международных практик.